Хрящеватое (13-14 августа 2014)
Из собственных воспоминаний;
13 августа 2014 до обеда командир БТГ батальона "ЗАРЯ" дал команду двум БМП-2 выехать на ул. Оборонная и следовать за автомобилем Toyota Land Cruiser.
Проследовав за ним за поселок Хрящеватое, не доезжая до поселка Новосветловка, заехал за посадку около поля подсолнечника. Тут находился небольшой отряд пехоты и легковые машины.
Получил команду от командира разведотряда ждать прорыва со стороны поля. Пересел с места наводчика на место командира и стал вести наблюдение в сторону вероятного прорыва через посадку (с противоположенной стороны ожидаемого прорыва).
По нам начал "работать" танк из пушки и ПКТ (в основном перелёт), но с каждым выстрелом разрывы были всё ближе к нашим БМП. Командир второго БМП по рации дал команду на отход, после того как рядом с его машиной разорвался снаряд, да так, что земли накидало в башню.
Мы отошли за Хрящеватое ближе к Луганску, там уже начали стягиваться силы ополчения, бронетехники не было, УАЗики с утёсами.
Через некоторое время ко мне снова подошёл командир разведотряда и сказал:
"Сейчас поедем в Хрящеватое на разведку, если там танки, то уходим".
На мою машину грузится пехота, позади идёт вторая БМП, поднимаемся в поселок, доезжаем до второй автобусной остановки (со стороны Луганска). В этот момент я высовываюсь из башни и говорю командиру разведчиков, что у меня есть в наличии установка ПТУР, тот кивает головой, разворачиваюсь, только усаживаюсь на своё место, как командир начинает мне стучать в шлемофон и при этом кричит
"Танк, бля...,танк !"
Потом вообще срывает с меня шлемофон (ларингофоны были ослаблены), смотрю в прицел - передо мной танк, хотел поднять шлемофон и сказать мехводу, чтобы разворачивался, но потом понял, что некогда, открыл огонь по танку одиночными из 30 мм, танк мне не ответил. Сделал 31 выстрел ОФЗ (лоток у меня был пустой, потом посчитал "крабы"), пехота на ходу спрыгнула с БМП и рассыпалась, потом пешком все отступили без потерь, вторая БМП развернулась и ушла, после того как я отстрелялся, мы развернулись и ушли ближе к Луганску.
Видеоролик с другой стороны
К тому моменту наши уже подтянули свои силы.
Из техники к нам подошли два Т-64БВ с бортовыми номерами 11 и 23. Мы заняли позицию около стелы с надписью "Луганск" на обочине встречной полосы.
Танк с бортовым номером 23 был напротив через дорогу ближе к посадке, вёл огонь в сторону посёлка Хрящеватое, у меня же был плохой обзор, целей я не наблюдал, через время в сторону нашей БМП начали прилетать миномётные мины, после четырех промахов механик решил не испытывать судьбу и сменил позицию. В дальнейшем позицию меняли несколько раз, ничего особенного не происходило, вскоре стемнело.
Вскоре получил дальнейшее указания: в случае наступления украинской стороны огонь не открывать, своей позиции не выдавать, ждать пока когда подойдут совсем близко, сектор обстрела только трасса, по посадке огонь не открывать.
Через некоторое время поступил другой приказ: в 03.00 утра будет артподготовка, после чего последует зелёная сигнальная ракета, после которой мы должны выдвинуться на штурм посёлка.
В три часа последовали несколько выстрелов артиллерии, сигнальной ракеты не последовало, только через час она появилась, но с позиций никто не выдвинулся, наступило утро.
Поступил приказ выдвигаться в Хрящеватое, на мою машину грузится десант, среди которого была одна женщина.
У меня приказ: не доезжая до поселка остановить машину, дождаться пока спешатся люди и продолжить движение.
Итак: два танка, две БМП и два БТР с пехотой на борту пошли на посёлок.
По трассе шёл первым танк с б.н. 23, моя машина была позади него, 23-й остановился, начал вести огонь, по обе стороны дороги была наша пехота.
По нам вели огонь из стрелкового оружия из недостроенных зданий справа от трассы, так же оттуда прилетело пару выстрелов из РПГ, танк стрелял в другую сторону.
Пехота обратилась ко мне с просьбой отработать по зданиям, из которых велся огонь, но у меня в самый неподходящий момент заклинило пушку, я связался по рации с другой машиной, и экипаж выполнил мою просьбу, через несколько минут я увидел прилёт снаряда в левый борт нашего 23-го, пламя пыхнуло из моторного отделения. Через некоторое время нам поступила команда на отход, мы отошли к Луганску.