Оглядываясь назад 3

 

Краткая история танка 30-й бригады ВСУ ID4393.

При контратаке ВСУ на Углегорск в конце января 2015 г., получил снарядом в верхнюю лобовую деталь брони, но остался целым и на ходу:

 

Участие же в контратаке на Логвиново несколькими днями позже он уже не переживет:

   

 


 

Путь танка ID3831, что до того Углегорск оборонял:

«Волк» 1-й отдельной танковой бригады ВСУ:

13-й отдельный мотопехотный батальон (как часть 1-й танковой бригады) грузится на эшелоны и выдвигается из Чернигова под Дебальцево. Среди машин – этот танк с б.н. 942:

  

Возле линии фронта, н.п. Луганское:

В бою в Углегорске был подбит танком Т-72 подразделения ДНР «Дизель»; пехота затем закончила дело

  

Рассказ наводчика машины Т-72 с позывным «Гранит»

 

 


 

А это обратная хронология ID4159, что действовал в то же время и в том же месте, что и два предыдущих танка.

Уничтоженный в полях между Углегорском, Горловкой и Логвиново Т-72Б1 с б.н. «312» 1-й мотострелковой бригады ДНР:

  

Механик-водитель из г.Комсомольское погиб.

 

Незадолго до того, машина еще при жизни, начало Дебальцевской операции:

 

Еще ранее, лето 2014 г., машина-участник танкового биатлона:

 

 


 

Нестандартные источники происхождения есть еще у пары ID:

  • ID7259 Куплен для 19-го батальона территориальной обороны Николаевской области местными "меценатами". Вскоре попал под обстрел, был признан "негодным" для дальнейшей службы и стал мишенью на полигоне.

  

 

  • ID12489 Тоже БРДМ (вернее, "ПТУРоносец" 9П148, на базе БРДМ-2).

Был приобретен на добровольные пожертвования в России и привезен на Донбасс, где использовался в ГБР "Бэтмен". Закончил карьеру экспонатом в инсталляции на тему войны в Луганске.

    

 


 

Возвращаясь к теме безопасности хранения боекомплекта.

 

Опорный пункт ВСУ «Валера», он же высота 307, под с.Санжаровка, севернее Дебальцево, конец января 2015 г. «Прыщ» посреди поля с накопанными щелями, блиндажами и капонирами для техники. По-хорошему, его бы снести артиллерией, и дело с концом. Но, «маемо те що маемо», и в дебальцевской компании его штурмовали танками.

Без поддержки пехоты, танки подразделения ЛНР «Август» по одному заезжали на позицию и «як диды» давили траншеи и блиндажи (задавив таким образом, насколько известно, несколько бойцов ВСУ). После чего, танки эти жгли ручным средствами.

эпичные кадры побоища

 

Вот один из таких танков, ID4040.

  

По свидетельствам бойцов ВСУ, заехав на позиции, мехвод этого танка помчался давить стоящий в капонире украинский «Урал».

Но последний был нагружен боеприпасами. От наезда танка, снаряды в кузове грузовика сдетонировали, а вслед за ними загорелся и взорвался сам танк. Экипаж танка погиб.

Тот самый «Урал» и разбросанные позади него взрывом снаряды из его кузова: 

 

 

Как обычно, несогласованность действий, плохую организацию, бардак управления пытаются компенсировать снизу, «на местах», личной и коллективной самоотверженностью. С сомнительными, как правило, результатами (увы). После чего, вместо скучных отчетов вроде «штатно отработали, боевую задачу Х выполнили», приходится слышать утешающие бравурные эпитеты: «героично сражались» и т.д.

 


 

17 июня 2014 г., трасса между селами Стукалова Балка и Металлист, бой под Луганском (в плен попала небезызвестная Н.Савченко, а также погибли И.Корнелюк и А.Волошин).

Бой достоин отдельной статьи, нас же интересует любопытная судьба участвовавших в нем «коробочек».

Из брони от ВСУ тогда участвовали:

  • 2 БТР-80 80-й бригады;
  • 3 БМП-2 128-й бригады;
  • танк Т-64БВ 51-й бригады.

Выдвигающиеся силы ВСУ и парамилитарных формирований, ополченцы, засевшие в посадках вдоль трассы, встречали без брони, только с легким оружием.

Небольшая карта-схема, для понимания происходящего:

Попав под огонь, один БТР был уничтожен, ID73. ВСУ, занявшие затем это место и эти позиции, вытащили сгоревшую машину из посадки.

  

Второй был подбит РПГ и «стрелковкой» (ID9247), экипаж погиб.

 

многие помнят эти кадры с БТР-ом и умирающими десантниками (позади, в посадке, дым от ID73); след от «кумы» на башне БТР

  

Дальнейшая судьба этого БТР-а до сих пор не выяснена (возможно, с ним произошло то же, что и с двумя БМП. По крайней мере, он оставался на ходу).

 

Одна из трех БМП-2 ВСУ вышла из боя.

Две другие достались в рабочем состоянии бойцам ЛНР:

Первая, ID174

 

Вторая, ID9261

  

Но, т.к. ВСУ продолжали подтягивать силы и усиливать огонь, ЛНР вынуждены были отходить к Металлисту.

Обе эти БМП-2 ими были оставлены и «вернулись» к ВСУ буквально в тот же день (побыв трофеями, возможно, всего несколько часов).

 

Первая, ID174 на ребмазе ВСУ спустя пару недель:

  

Сведений о дальнейшем ее использовании в рядах ВСУ нет.

Вторая, ID9261, также эвакуирована ВСУ (ушла на запчасти):

 

Танк ID119 же принял участие в бою в какой-то мере по ошибке – он должен был ехать в гольф-клуб на подмогу (там, в тот же день, устроила налет группа ополченцев). Но экипаж, видимо, пропустил нужный поворот на трассе и приехал к месту боя.

Его начали обстреливать из посадок. Ехавший на нем десант из пяти «айдаровцев», «потерял» 4 человека (попали в плен), а танк, прорвавшись, помчался дальше, уехав в пос.Металлист.

Там у него закончилось горючее, после чего, по официальной украинской версии, экипаж, находясь в танке, подорвал себя гранатой, дабы не попасть в плен.

По более правдоподобной версии, неудавшуюся истишхадию совершил только командир танка (и произошло это не в танке), а остальные сдались в плен, включая «айдаровца» (двое из указанных бойцов возможно погибли – информация разнится). Танк успел получить несколько выстрелов из РПГ.

сразу после захвата танка силами ЛНР; на службе у ополченцев Луганска (по сути, самый первый танк ЛНР)

  

Как бы там ни было, имеем самоподрыв гранатой.

И это-то в середине июня 2014 г., когда бои еще шли довольно жидкие, а маховик взаимной ненависти только начинал раскручиваться (и все-таки, Донбасс не Сирия, и никто бы никому головы резать не стал).

 


 

Косвенная потеря. Именно так можно охарактеризовать следующий ID.

Место действия – опорный пункт ВСУ дефис блокпост «Сталинград», на выезде из поселка Макарово, севернее Станицы Луганской, август 2014 г.

Во время очередного обстрела, один из танков, что толпились на дороге и в посадках, загорается, взрывается боекомплект. Вблизи стоящая МТ-ЛБ, отделывается легким испугом.

уничтоженный танк (ID753); он же и «выжившая» МТ-ЛБ

  

Однако подброшенная взрывом танковая башня подлетает вверх, перелетает через эту «маталыгу» и падает уже на другую МТ-ЛБ, стоящую в нескольких метрах, и ломает ей корпус спереди по швам (ID1800).

  

МТ-ЛБ уходит в утиль.

списанная МТ-ЛБ в отстойнике техники; след от ствола упавшей танковой башни

 

 

Вот в таких отстойниках в основном и заканчивают жизни боевые коробочки:

   

   

 

Такая потеря. Вроде бы из-за обстрела, а вроде бы и не совсем.

 


 

Известный украинский танк «На Москву» (ID6233) тоже из подобных.

Протаранил надолбы, установленные на трассе между Мариуполем и Широкино.

 

Врезался он в них не от хорошей жизни - по ходу движения по трассе, он попал под обстрел 152 мм гаубиц «Мста-С».

С перепугу, мехвод танка встретился с препятствием на дороге:

 

Происходило это в рамках боя, что развернулся под Мариуполем 5 сентября 2014 г.

Его кратким описанием, пожалуй, нужно заканчивать повествование.

 

После потери ВСУ приграничного КПП и города Новоазовск 28 августа 2014 г., дорога от границы с РФ до Мариуполя была фактически пуста. На нескольких блокпостах вокруг города сидел сброд из «Азова» та iнших «добробатiв», боевой уровень яких днями ранее был глубоко продемонстрирован (все-таки воевать это не одно и тоже что отнимать деньги на блокпостах с проезжающих машин гражданских). 

танки ДНР в Новоазовске (последние числа августа); они же, там же; один из блокпостов ВСУ в километре от Мариуполя

  

 

Командование сектора «М» ВСУ спешно предпринимало шаги для усиления своих позиций и планировало проведение контрнаступления.

К четвертому-пятому сентября в Мариуполь зашли украинские аэромобильники из 95-й бригады, чья колонна колоритных «кроватных» БТР-ов проезжала на известном видео:

  


Так выглядят противокумулятивные экраны БТР-80-курильщика. 

А так - здорового БТР-80 (трофей ВСУ, между прочим, ID290):

  


Под Широкино, в 10 км от города (а также на окраинах самого города), тяжелой техникой копались окопы и рвы, расставлялись противотанковые ежи и надолбы (меры больше «для галочки», надо сказать. Но все-таки под эти нужды выделен бюджет, не освоить его сродни преступлению против государственности Украины):

  

 

Силы ДНР к тому времени без противодействия заняли н.п. Безыменное и, судя по всему, обе ветровые электростанции рядом с этим селом и н.п. Саханка.

 

План контрудара ВСУ хитростью не отличался – выдвинуться из Мариуполя по двум направлениям (трасса от Широкино, трасса в сторону Коминтерново) имеющимися силами, продвигаться вперед и выйти к Новоазовску (дальше как получится).

Карта общей обстановки и «плана» ВСУ:

 

Силы ВСУ, что были задействованны в этом мероприятии, пожалуй что не стоят тех пафосных стрелочек, что нанесены на этой карте.

  • Бронетехника – сводная группа из 10-12 танков и нескольких БМП-2 17-й отдельной танковой бригады.
  • Артиллерия - 8-я батарея 3-го дивизиона 55-й артиллерийской бригады с усилением (8 буксируемых орудий "Мста-Б" + пара БТР наведения огня).
  • Пехота - бойцы 23-го бата территориальной обороны (две роты); выдвигались на автомобилях и верхом на броне. По некоторым данным, участвовало также n-ное количество «нацгвардейцев».

 

Танкисты 17-й ОТБр на выезде из Мариуполя загружают боекомплект и ожидают выступления:

 

 

Гаубицы 55-й бригады на улицах, и на выезде из города перед боевым заданием (слева видны танки с фото выше):

 

 

Сил небогато, откровенно говоря.

Но и противостояла им отнюдь не танковая дивизия.

Точных данных о силах ДНР нет.

можно говорить примерно о десяти бронеединицах, не более, с соответствующим числом пехоты; пара «Градов» в этом столкновении тоже поучаствовало

  

Главный козырь, 4-х орудийная батарея самоходных гаубиц «Мста-С».

Выдвигается из Новоазовска:

 

Утром 5-го сентября 2014 г., силы ВСУ разделились на две группы и приступили к выполнению намеченного плана.

выдвигаются (снято из окон мариупольской многоэтажки, на восточной окраине города)

  

 

1-я колонна заняла Коминтерново в 10 км от Мариуполя и двинулась дальше, на Заиченко.

Там она попала в засаду, и в ходе боя потеряла 4 танка (был один «двухсотый» танкист):

ID760 (это как раз 40-метровый «башнемет») и ID761, ID771, ID770 (брошен),

   

и 2 БТР-а артиллеристов:

ID869, ID868 (брошен)

  

 

Конкретно в этом боестолкновении, постаралась не артиллерия – ВСУ говорили про ближний бой с применением их противником ПТУРов, танков и ручного оружия.

Также, негативно для ВСУ сыграло не лучшее тех.состояние их танков.

После таких потерь, командир группы приказал отступить к Коминтерново и закрепиться там.

 

Как раз в этот момент из объектива спутника DigitalGlobe вылетела птичка, запечатлевшая все происходящее безобразие:

 

 

2-я же колонна двигалась в сторону Широкино. По пути был потерян упомянутый танк «На Москву».

 

В Широкино бойцы попали под огонь артиллерии, потеряли погибшими трех, ранеными - десять человек. И ввиду общей бесперспективности мероприятия, дальнейшее наступление на направлении было решено прекратить.

 

Все бойцы ВСУ как один отмечали эффективность работы противостоящей им артиллерии.

Собственно, о ней.

Имеющиеся свои 8 гаубиц, артиллеристы 55-й бригады ВСУ разделили на две батареи и развернули в полях в паре км от Мариуполя.

Развернутые пушки, одна из батарей:

Работают по целям, база ДНР, Безыменное:

 

Но поставленных перед ними боевых задач они не решили, потому что в тот же момент, меняя позиции, работала батарея самоходок противоположной стороны.

И работала как следует.

«Мсты-С» на позициях; они же, в балке южнее н.п.Митьково-Кочкари

 

Имея хорошую выучку и техническое превосходство (можно предположить, что использовались БПЛА), точным огнем самоходчики подавили артиллерию ВСУ.

 

Космоснимок накрытой первой тройки игроков - орудий ВСУ (кучность огня говорит сама за себя):

Бойцы ВСУ притом утверждали, что после такого накрытия пушки потеряны не были, но ведение огня ими было прекращено.

 

Вторую часть пушек ВСУ накрыли при перемещении. В интернете можно найти десятки снимков этих уничтоженных тягачей и гаубиц:

  

 

 

А еще одну гаубицу вместе с тягачом, артиллеристы под обстрелом просто бросили на трассе.

«Азiвцi» затем съездили и уволокли ее: 

 

 

По итогу, украинская артиллерия прекратила вести огонь, из 8-и гаубиц в «безвозврат» ушла одна, ID722 (и то, не точно).

Иными словами, имело место «подавление», а не «уничтожение».

Потерь в личном составе у артиллеристов ВСУ также не было.

 

Помимо хорошей работы самоходчиков, также неплохо в бою по ВСУ работали и «Грады» (накрывают блокпост №13 ВСУ):

 

Без поддержки артиллерии, окончательная неудача для ВСУ в тот день стала вопросом времени (хоть они и искали варианты. Например, по району отработали «Точки» 19 РБр ВСУ. Результат их применения неизвестен).

Отступившие в Коминтерново силы ВСУ первой группы закрепились в селе, но под огнем были вынуждены отходить и из него назад к Мариуполю, оставив возле сельского детского садика еще три своих танка:

ID715, ID716 (брошен, затем сожжен бойцами ДНР), ID717 (брошен исправным, стал трофеем)

  

 

Бой шел весь день, с утра и до заката.

Украинские бойцы на оставшейся технике отступают в Мариуполь:

  

Подъехали как раз к начавшемуся вечером 5-го сентября «первому минскому» перемирию.

 

По итогам боя, ВСУ поставленных задач не выполнили и отошли на исходные, потеряв убитыми 4 человека, ранеными – не менее 10 человек, потеряв 8 танков, 2 БТР наведения огня, одну гаубицу (возможно), несколько единиц автотранспорта.

ДНР же продвинулись вперед и заняли села Заиченко, Коминтерново. Широкино осталось за ВСУ.

По всем этим селам линия соприкосновения сторон проходит (плюс-минус) и по сей день.

Удачно же выступившие артиллеристы-самоходчики получили свои заслуженные награды.

 


Под занавес, побачите еще пару примеров по тематике "трубка 15, прицел 120" (очень уж вкусная тема, бо всегда приятно наблюдать за работой профессоналов своего дела):

1. Движущаяся по полю за селом Григоровка (близ Саур-Могилы) автомашина. Несколько залпов – цель поражена:

2. Развернутый «Ураган» БМ-27, там же, недалеко от Саур-Могилы (ID442).

Сгорел. И нарушение техники безопасности тут не при чем:

 


Если когда-нибудь и будет написана история боевых действий на Донбассе "as is", то это будет не хронология танковых баталий, и не сравнение «стойкости и мужественности» пехоты сторон.

Воистину, это будет история противостояния артиллерий…

 

И хоть танк "На Москву" и был эвакуирован на следующий же день, о восстановлении машины на месте речь не шла.

Так он и стоял в отстойнике до 2015 года. Дальнейшая его судьба не прослеживается (скорее всего, танк списали).

 

 


 

 

Как можно видеть, потери бронетехники бывают весьма причудливы и неожиданны. А за воинской рутиной порой скрываются такие истории, что и специально не всегда можно придумать.

И, поскольку в наше непростое время, война прочно прописалась в нашем бытие, а также потому, что информационное сопровождение войн сегодня выглядит примерно вот так, то нас, увы, ждет еще немало таких вот интересных примеров.

На этой ноте можно закончить.

 

«Потерь нет» (с)