Дождались! F-16 в степях Украины

31.07.2024г было наконец объявлено о том, что первая партия в числе 6 единиц из обещаных Украине F-16 таки передана. 04.08.2024г был опубликован видеоролик, посвящённый введению этих самолётов в строй.

В ближайшее время обещают вторую партию ещё в 4-6 штук, лётчиков согласно утечкам подготовлено 20. Попробуем же оценить что же это даст противнику, куда эту матчасть можно деть и к чему приложить, каковы могут быть принципы применения этой техники врагом в нынешних условиях. Я постараюсь избегать излишних подробностей вроде заборов из индексов тех или иных материальных средств, а также от каких-то сиюминутных элементов информации, ибо она слишком быстро устареет, нам желательно в меру своих ограниченных возможностей понять суть. Заранее прошу прощения за откровенное утрирование по большей части поднимаемых вопросов. Итак.

Много или мало?

В тактическом плане 10-12 бортов - это эскадрилья однородной матчасти, именно от оценки в таком ключе стоит отталкиваться. По состоянию на сегодня передана только половина матчасти (в частности в ролике засветились не менее 5 бортов: 2 "трёхбачных" на земле, 2 с относительно привычным набором УРВВ, 1 только с AIM-9M), но остальное точно не за горами. Вообще это количество сравнимо по численности со всеми поставленными Украине до того боевыми самолётами, порядка 12-14 единиц в лётно пригодном состоянии. До того были МиГ-29 от Польши и Словакии и Су-25 от Северной Македонии (последних в строй ввели не всех). Фактически примерно эскадрилья МиГ-29 (Су-25 утратили своё значение и практически полностью выбиты). Такие поставки в некоторой мере компенсируют весьма существенную убыль матчасти ВВС противника, но далеко не в полном объёме. В данном случае особенность - это пополнение готовой тактической единицей. Конечно же, F-16 будучи универсальным «тактическим» истребителем существенно превосходит всю имевшуюся ранее матчасть ВВС противника по своим боевым возможностям и гибкости применения, на что в немалой степени влияет его высокая совместимость с командно-разведывательным контуром НАТО (теми же АВАКСами, Самолётами комплексной разведки типа приснопамятного RC-135, Зенитно-ракетными системами и системами связи и управления) благодаря хотя бы той же системе передачи данных Link 16 (не зря она "16"). Это шаг вперёд для противника, рост его боевых возможностей и однозначный рост вовлечённости Запада в конфликт, но всё же это откровенный компромисс и радикально изменить соотношение сил ни одна, ни две, ни пять эскадрилий даже куда более продвинутых истребителей не смогут физически, тем более вновь сформированных на «пустом» месте, без опыта, преемственности, развёрнутой наземной материально-технической базы. Это общие соображения, они будут раскрыты чуть подробнее ниже.

Эскадрилья F-16 относительно масштабов ВВС Украины и оказанной ранее помощи это много, в масштабе конфликта, задач в нём авиации, численного и качественного состава противостоящих сил – капля в море.

По возможностям матчасти.

Самолёты поступили из Северной и Западной Европы (в частности первая партия датская) – это ранние F-16A/B голландской сборки модернизированные до уровня block 20 MLU. MLU (Mid Life Update) – достаточно масштабная программа модернизации парка F-16, проводившаяся в разных странах (в первую очередь в Дании, Бельгии, Нидерландах и Норвегии – донорах самолётов в ВВС Украины) в конце девяностых – середине 2000ых. Касается она применяемого вооружения, спецоборудования и программного обеспечения, передаваемую матчасть сейчас «подтягивают» под последние обновления программы, возможно до оригинальных пользователей не дошедших. В результате такие машины могут применять вооружение класса воздух-воздух, включая современные версии AIM-120 AMRAAM. В теории даже AIM-120D, но для реализации её «бумажных» характеристик не хватит мощности БРЛС, там стоит AN/APG-66(V)2А с инструментальной дальностью в 150 км и обнаружением "пятиметровой" цели на ~70 км. А также "Сайдвиндеры", вплоть до AIM-9X (в кадре же более старая AIM-9M). Для ударов по наземным целям им доступны основные «ходовые» высокоточные бомбы как с лазерным наведением, так и со спутниковой коррекцией, включая Paveway II, SDB, JSOW, JDAM, JDAM-ER, LJDAM и прочие калибром до 2000 фунтов (грузоподъёмность точек подвески №№ 3 и 7, №№ 4 и 6 всегда заняты баками). Повторюсь, заборы из всех возможных индексов строить не буду, это в разрезе цели повествования не имеет смысла. Из УРВП доступны: AGM-65 Maverick, противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM до версии D, в теории ПКР AGM-119 Penguin (на Норвежских бортах). Ложные цели ADM-160 MALD. Контейнеры прицельных систем, в том числе LANTRIN (AN/AAQ-13+14) и Sniper (AN/AAQ-33). На видеокадрах, кстати, засветились довольно занятные пилоны вот такой и вот такой на тех самых позициях №№ 3 и 7 реально доступных для чего-то кроме УРВВ. Кстати, никакого ядерного оружия конкретно эти аппараты никогда не несли и не имели таких возможностей. Дальнобойные крылатые ракеты типа AGM-158 JASSM или Storm Shadow/SCALP для этих бортов без серьёзных доработок недоступны из-за ограничений планера «раннего» типа (А/В) и врядли будут интегрированы. Все эти системы являются достаточно современными, причём F-16 для них – штатный носитель, а не приспособленный как советские машины из текущего авиапарка ВВС противника, что как минимум облегчает применение их врагом. Многие из них весьма опасны, в особенности ПРР HARM и управляемые планирующие авиабомбы (JSOW, SDB). Однако полную отдачу от остальных систем можно получить только при совершенно иной тактической обстановке, при массировании применения авиации, свободно доступных средних и больших высотах, недоступности мест базирования для воздействия противника, возможности подойти к ЛБС на единицы километров группами из нескольких машин под прикрытием сравнимой по численности группы обеспечения. Как говорится, не сегодня.

Применение.

F-16 – машина универсальная. Самолёты могут быть использованы по нескольким «сценариям».

По численности: как в одиночку или малыми группами, так и всей эскадрильей сразу (что маловероятно, т.к. потребует концентрации машин, а это небезопасно, и управления группой на уровне, которым противник по естественным причинам не владеет, ну и при отсутствии резерва машин задачи требующие привлечения больше одного-двух звеньев сразу выглядят либо как разовые авантюры, либо как утопия). Говоря о численности надо помнить о том, что матчасть для противника совершенно новая, не совместимая с массой советского наземного авиационно-технического и аэродромного оборудования, средствами обеспечения полётов. Всё это придётся развёртывать по всем местам базирования и рассредоточения, причём так, чтобы не менее двух аэродромов были способны принять и обеспечить все наличные борта, а остальные – не менее половины от списочного состава. А это ТЭЧи (технико-эксплуатационные части), множество спецмашин, заправщиков, пусковых агрегатов, газодобывающих станций, техпозиций подготовки средств поражения, а также оборудованная по собственным требованиям система хранения имущества. Это сложно, очень дорого, и главное требует много специально и по-особому обученного наземного персонала. Сконцентрируешь всех в одном месте – рискуешь потерями, расcуёшь по укромным углам – рискуешь надорваться. Базирование за пределами Украины выглядит рискованным и малоосмысленным, вылет на боевые миссии из-за пределов Украины гарантирует неприемлемый уровень эскалации сразу по первому же факту регистрации такового вылета (учебные полёты из Румынии здесь не в счёт, летали там на "принадлежащих учебному центру" формально голландских машинах). Работа через «подскок» на территории Украины ничем не лучше поскольку дальность полёта в боевой конфигурации, да ещё и не по оптимальному вертикальному профилю резко ограничена (см. ниже), а сорвать такой вылет можно просто временным выведением из строя промежуточного аэродрома, например ударом ОТРК по ВПП (а при подходе из-за границы рубеж обнаружения будет достаточно удалённым чтобы успеть его реализовать).

По целям. В каждом нижеописанном случае в виду имеется в том числе вариант применения смешанных групп советской и американской матчасти. Противовоздушный бой с самолётами ВКС. Вещь наиболее медийно громкая  и востребованная, но и столь же малоперспективная и рискованная. Кроме того, что как собственные средства обнаружения (БРЛС в частности) у F-16A/B blc 20 MLU не имеют преимуществ перед нашими истребителями, то же самое можно сказать и про их средства поражения даже в условиях «дуэли» равных по численности групп машин в равных условиях. Реальность же такова, что создать численный перевес в воздухе противник не может даже на локальном участке. Ситуационная осведомлённость получается примерно равная даже в самом благоприятном для противника случае (работа под «зонтиком» современных западных ЗРК + ДРЛО), а это значит, что наши самолёты будут иметь возможность как минимум уклониться от боя при малейших сомнениях, причём без ущерба для соотношения сил в воздухе в любой конкретный момент. На оптимальной для схваток истребителей или атак на ударные самолёты большой высоте и скорости противник будет замечен слишком рано, чтобы иметь малейший шанс на успех. Малая высота с точки зрения борьбы с самолётами противника даст малую скорость, попытка разогнаться быстрее даст критическое падение дальности, и в любом случае малая высота полёта даст 2-3 кратное падение дальности УРВВ, что заведёт противника в зону гарантированного обнаружения и поражения, да ещё и точно выйти на движущуюся цель чем ближе тем сложнее, особенно если для обеспечения скрытности это делать по указаниям со стороны.

Так что попытки атаковать наши самолёты хоть и можно считать неизбежными, но единственное что может дать врагу хоть какой-то шанс на успех – это ошибка с нашей стороны и наше собственное ротозейство, халатность, лень и пренебрежение противником.

Зональная ПВО. Вот тут у них шансов больше всех. Учитывая поддержку разведданными, в том числе со средств ДРЛО НАТО, наличие у противника современных средств ПВО разных дальностей, перспективу получения им собственных самолётов ДРЛО, формируется техническая возможность создать некоторую очень крепкую замкнутую мультимодальную зону ПВО, не очень большую по площади, но очень трудно пробиваемую. F-16 даже в том виде в котором они идут на Украину достаточны для эффективной охоты на практически любую достаточно крупную для обнаружения, не отстреливающуюся и не поддержанную огнём цель (вне зоны устойчивого обзора наших РЛ средств), к которым относятся крылатые ракеты в глубине вражеской территории, «Герани», самостоятельно взлетающие разведовательные и разведовательно-ударные БПЛА. Да, опыт показывает, что мы можем создать такой наряд средств поражения, что не выдержит никакая зональная система ПВО, и как минимум часть целей будет поражена, но это будет всё же сравнительно сложно и от того нечасто, да ещё и целей по остальным направлениям найдётся с избытком в любой момент. Кстати, важный вопрос ещё и в том, а на каких условиях и когда шведы передадут свои самолёты ДРЛО, поскольку это очень существенный фактор в войне в воздухе.

Удары по земле. Наземные войска. Никакой существенной разницы с тем, что мы имеем со стороны противника в настоящий момент ожидать не приходится. Причина – малая численность, необходимость особо бережного отношения к редкой и ценной матчасти, потенциально достаточно эффективные с нашей стороны меры противодействия. JDAM’ы с F-16 врядли покажут лучшие результаты чем HAMMER’ы с МиГ-29, SDB, чем GL-SDB, "Гидры" с "капибарирования", чем "Тулумбасы" и так далее, разве что в чисто эксплуатационном плане. Ведь для того, чтобы задействовать средства наведения (конечно же собственные), типа прицельных контейнеров, нужно будет подняться на комфортную для средств ПВО средней и большой дальности высоту, а больше. чем пару пилонов нагрузки с собой не взять. Морские цели и цели над морем. В принципе то же самое. Обеспечение комплексных ударов КР, ОТРК и беспилотниками по отдельным объектам. Радикальных преимуществ не даст, ну может ложных целей побольше получится выпустить в обеспечение.

Противодействие ПВО. А вот здесь уже посерьёзнее. AGM-88 HARM – очень опасна, особенно со штатного носителя, применение которой поддержано штатными же средствами разведки, да ещё и против штатных же целей. Потенциально это может дать самый значимый на поле боя результат. Удары по средствам ПВО в Крыму, Северной Таврии и части Донбасса гарантированы, гарантировано же и наличие ненулевого результата таких ударов. Возможны ещё и атаки на средства ПВО в наших «мирных» регионах, особенно если эти самые средства будут под влиянием ложного чувства безопасности и не будут ожидать нападения не на прикрываемые объекты, а непосредственно на себя и не будут к тому готовы. Да, против этого тоже есть меры противодействия разного рода, и при их применении 10-12 F-16 закончатся скорее, чем возможности нашей ПВО просядут в сколь бы то ни было значимых масштабах, но потери у нас будут. Диверсионные удары по тыловым и мирным объектам. Будут непременно. Ничего не решат. Никакая болтовня о «разрешениях на удары по признанной территории» ничего не стоит. Возможно это будут попытки подловить нашу авиацию в нашем же небе.

Кстати, насчёт дальности. Обычно вылет F-16 выглядит как-то так:

Это называется профиль Hi-Lo-Hi (Высоко-Низко-Высоко), то есть к зоне применения подходит и от неё отходит аппарат на большой высоте никого не опасаясь. А теперь сложились условия, что обнаружение высоколетящих целей с выработкой огневого решения происходит километров за 200, если не больше, от ЛБС (конечно же, "дыры" найдутся всегда, куда без этого, но в общем и целом как-то так). Поэтому, чтобы не рисковать матчастью, лётчиками и стабильным выполнением задач, как минимум ударные миссии (для их регулярного успешного воспроизводства) придётся производить на малых высотах, по профилю Lo-Lo-Lo (ну может уже при подходе к аэродрому посадки можно приподняться, если его не видно даже из Белоруссии). При этом кроме наземных процедур, руления, взлёта, разгона, следования по маршруту и т.д., необходимо обеспечить и достаточное количество топлива для ведения боя и боевого маневрирования, в том числе драпа в случае такой необходимости (т.е. минуты 3, а лучше 5 на полном форсаже), да ещё и "аэронавигационный" запас на полчаса минимум после возврата на аэродром посадки, если на него по той или иной причине сесть не получится сразу. Вот и выходит, что даже в конфигурации с парой HARM'ов, парой AIM-120 и парой AIM-9 по низковысотному профилю на вменяемой скорости дальность выйдет ну километров 300-400 по прямой в одну сторону (то, что обзывают "беовым радиусом"), с контейнерами и чем-то более тяжёлым - ещё хуже. Понятное дело, что никто не полезет бить по земле, когда в небе пасутся, например, МиГ-31 (как раз-таки наибольшая скорость с самого старта обеспечит шанс проскочить в "окно" между сменами наших истребителей и более уверенное уклонение от боя при необходимости, но в развалочку ходить не получится), а техническая возможность с кучей рисков долететь хоть до Москвы есть, впрочем, как и у имеющихся в наличии Су-24М(МР) и Су-27. 

Таким образом, наиболее вероятным основным применением F-16 Украиной видится позвённое рассредоточение в глубине её территории на Волыни, в Галиции, Бессарабии с целью обеспечения зональной ПВО, перехвата крылатых ракет и их суррогатов, относительно крупных разведывательных БПЛА большой продолжительности и дальности полёта. Противником непременно будут предприниматься эпизодические, но небезуспешные, попытки нанесения ударов по силам и средствам нашей ПВО в доступной РЭР/РТР и средствам наведения авиации НАТО зоне. Обязательно будут предприняты попытки реализации истребительных засад на нашу авиацию, успех которых будет обусловлен только нашими собственными ошибками в организации боевой работы. Поставка эскадрильи МФИ является новым уровнем помощи противнику со стороны запада и ростом его вовлечённости в конфликт. Серьёзного влияния на ход боевых действий наличие у противника F-16 в количестве одной или нескольких эскадрилий с боевыми возможностями уровня конца 1990ых годов оказать не в состоянии из-за малого числа самолётов, отсутствия достаточных средств обеспечения их боевой работы непосредственно в руках ВСУ, общей ограниченности технического уровня матчасти (включая средства поражения), отсутствием достаточного уровня подготовки, опыта наземного и командного состава, слётанности экипажей, сложившейся фактически тактической обстановки. При этом большая распространённость и относительно большая доступность F-16 для США и их союзников в мире обеспечивают некоторую перспективу наращивания как количественного так и качественного уровня поставок, в частности общая численность потенциально доступных для боевого применения F-16 block 20 MLU происхождением из стран Северной и Западной Европы, оцениваемая приблизительно в 40 единиц, позволит сформировать в общей сложности ещё не менее 2 полных строевых эскадрилий и укомплектовать учебные центры соответствующей матчастью. При изыскании для предоставления Украине самолётов F-16C/D block 40 и выше ожидается рост противовоздушных возможностей противника и появление у него возможности более массированного применения дальнобойных крылатых ракет, в том числе по территории РФ вне зоны СВО. Это, вероятно, ещё впереди и будет зависеть от успешности применения ближайших партий этих самолётов (в том числе уровня потерь), и в особенности будет зависеть от набора и подготовки лётного и наземного персонала, выделяемых средств и продолжительности конфликта.

А говоря по-простому: возможности противника увеличились, но утрата воздушной мощи восполнена только частично, гадить будут и будут появляться там где не ждали, «геймченджером» оно стать не способно, тем более в таких количествах и при таких раскладах, но аппараты крайне опасные, ошибок и расслабона они не простят как никто иной (что хорошо), дальше будет больше, в циферках нужно разбираться внимательно, а википедия - зло.

Кстати, из сегодняшних героев уже опознали минимум двоих. Датчане.

F-16A blc 20 MLU 80-3596 и 80-3599

Бывший Е-596 , нынче 80-3596 

И бывший Е-599 , ныне 80-3599

Источники:

T.O. 1F16-A-1

16PR14341

16PR15269

16PR16226

T.O. 1F-16CJ-1-1

Зрелов В.А., Прокофьев А.Б., Гареев А.М. Турбовентиляторные двигатели General Electric для сверхзвуковых самолётов. 2024

https://www.f-16.net/f-16_versions_article3.html

https://john-golan.blogspot.com/2015/08/aircraft-performance-part-5-example.html

https://www.icas.org/ICAS_ARCHIVE/ICAS2008/PAPERS/286.PDF

http://enu.kz/repository/2009/AIAA-2009-5018.pdf

https://www.researchgate.net/publication/319384624_ASPECT_REGARDING_OF_THE_PRATT_WHITNEY_F100_JET_ENGINE_PERFORMANCES

https://www.radartutorial.eu/19.kartei/08.airborne/karte015.ru.html 

https://www.f-16.net/aircraft-database/F-16/serials-and-inventory/airforce/PS%20ZSU/