Будни военного медика в зоне СВО

Всех приветствую, товарищи-лостарморовцы!


Довелось выбраться за ленточку, сопровождая транспорт с раненными в тыловой госпиталь, появилась возможность написать.

Нахожусь в составе сводной группы усиления из врачей и сестер госпиталей ВНГ (четыре хирургические бригады - травматологи, нейрохирурги, сосудистые и ожоговые хирурги с приданными АиРовцами+специалисты инструментальной и лабораторной диагностики, приданы армейскому МОСНу на юге).

Был дежурным ординатором отделения реанимации интенсивной терапии, пару раз привлекался на авиаэвакуацию, но в основном, работаю анестезиологом ожоговой бригады, с ней за месяц побывал от Макеевки до Херсона. Работы много, командировке конец не скоро. Как-то так.


Насколько часто ВСУ пытается поражать госпиталя? Есть ли потери среди медперсонала от действий врага?

По медротам на передке бьют уже без стеснения, тамошние лекари перевязывают и оперируют только в СИБЗах, по МОСНам время от времени прилетает, на подлете к нашему пару недель назад пво-шники сбили пару смерчевских ракет


Характер ранений, если в процентах?

По тем потокам, с которыми работал я: более 95% - осколочные и минно-взрывные (из них примерно 70% - сочетанные. Преобладают ранения конечностей, затем самая "популярная" локация - грудная клетка, ранения головы и шеи примерно 10%), оставшиеся - пулевые (в основном разведосы и СпН, попавшие в зарубы в лесопосадках) и ожоги без механических повреждений.

По обожженным - процент и разбивку по степени тяжести не назову сознательно, скажу, что основная масса таких раненных поступает с одновременной термической и механической травмой. У экипажей жженной брони плюсом к поражению кожного покрова и мышц идут термоингаляционные поражения и ожоги верхних дыхательных путей, что сильно осложняет лечение. Вообще обожженные на СВО - самые сложные пациенты, которым мне пришлось помогать.

Спрашивал у причастного, знают ли они о распределении ранений и пользуются ли доп. средствами защиты. Ответили, что про поражении горла и верхней части грудной клетки в курсе, противоосколочный воротник популярностью не пользуется, т.к. в нем плохо работать в положении лежа, а при работе в адресе, попадающие за воротник гильзы приносят кучу ярких эмоций.

Непопулярная в войсках вещь, подтверждаю от того и имеем ранения шеи. По Марику даже четко было видно и по бойцам и по военкорам, что чем дольше бои, тем больше было трофейных шейных модулей от Корсаров.


Бывают раненые с поражением паха\низа живота? или таких до вас не довозят?

Есть такие, очень трудные раненные, таких оперируют, как правило, сразу 2 бригады - наши сосудистые и армейские абдоминальные хирурги.


Весь медперсонал госпиталей военнослужащие или много гражданских?

Все военнослужащие.


Насколько в/с - и российские и местные обучены первой домедицинской помощи?
На сколько снизилась/увеличилась смертность на этапе транспортировке в медроты/медсанбаты?
Как можете прокомментировать изучение тактической медицины по этому сборнику?
ВМП_ТАКМЕД: АЛГОРИТМ MARCH. ОТ «А» ДО… «Z».

Если Вы внимательно следите за моим профилем, то наверняка помните выложенный сравнительно недавно сборник учебно-тренировочных карт, посвященных алгоритму оказания первой помощи MARCH.

Они (УТК) подробно и наглядно охватывали все слагаемые алгоритма, но, к великому сожалению, были на вражеском языке, познать который способен не только лишь все.

Поэтому вопреки расхожему военному выражению «если не мы – то не мы», МЫ – т.е. ВЫ перевели весь сборник на Язык Родных Осин и
объединили в учебно-методическое пособие, которое прикреплено к данному посту. 

По первому пункту - в подразделениях разведки, СпН МО и ВНГ, в некоторых десантных частях медицинская выучка л/с на хорошем уровне, но это заслуга самих бойцов, их неравнодушных командиров и иногда начмедов. В остальных линейных частях нужно работать и работать.

По второму - статистику по догоспитальному этапу пока не делали, по крайней мере я с ней не знаком. По авиаэвакуации прогресс есть - так, стали массово переливать цельную кровь раненным по пути в мед. подразделения (начали еще в Сирии году этак в 18).
С пособием ознакомлюсь, но если там пропагандируется протокол MARCH, то норм, стоит руководствоваться


Под местными вы ЛДНР имеете в виду?

Да. ЛДНР, и мобы и более кадровые ребята

С врачами, фельдшерами и санинструторами из "старых" частей НМ ДНР пришлось иметь дело, квалификация выше всяческих похвал, есть чему поучиться. С мобами особо не сталкивался


С местным населением работаете?

Да, амбулаторный прием ведем, неотложные операции выполняются. Наиболее тяжелых гражданских эвакуируют вместе с военными.

Только когда выездные бригады приезжают в н.п. для оказания помощи местным, иногда вызывается помочь пенсионерка-фельдшерица/медсестра/акушерка. А в располагах мед. подразделений местных нет - там в оставшихся гражданских учреждениях некому работать, не то что нам помогать.


В Херсонской области, особенно в сельских районах действительно много врачей и фельдшеров сбежало на Украину?

Да, в прифронтовой полосе, что в Херсонской, что в Запорожской, из местного медперсонала остались только ушедшие на пенсию медсестры и акушерки. Но со слов местных, были случаи, когда укры силой уводили медперсонал на подконтрольную территорию (про Токмак я такое слышал от пациентки из местных).

Взглянул на фото и вспомнил эпизод. Недели две назад "гостил" я со своими комбустиологами под в отряде под Херсоном. И привезли к нам с передка интересную компанию раненных пленных - пятерых полицаев из Хмельцкой обл. и двух тяжелообоженных ВСУ-шников (оба дядьки приблизительно 50 лет). Выяснилось - где-то в районе Посада Покровского укры выставили в серой зоне опорник и собирались с него идти вглубь наших позиций. На этот опорник прибыло подкрепление - сводный отряд патрульных полицаев с Хмельничины, по словам пленных они должны были нести службу на этом опорнике, когда сидевшие там всу-шники пойдут вперед. Но не срослось - перед самым их прибытием опорник наши накрыли ТОСами, в живых осталось только двое контуженных доходяг с 60 % ожогами, а подоспевших полицаев размотали наши танки и пехота, те встали на тапки бросив 5 своих раненных. На недолгое счастье обоженных один из полицаев (получил контузию и осколок в предплечье) в прошлой жизни был водилой на СМП, а потом прошел курсы парамедиков - он вколол им фентанил (самый годный по мне анальгетик переднего края, особенно при обширных ожогах), поставил питьевую систему и ввел 1500 мл кристаллоидов. Это позволило дотянуть их до отряда, где один умер сразу на сортировке, второй же дошел на 3 сутки в ОРИТ уже после частичной некроэктомии и подготовки к пересадке кожи - добил развившийся септический шок и больные почки, такое сочетание в его случае было приговором.

Менту-парамедику вытащили осколок и оставили у себя в отряде - тот добровольно и добросовестно помогал на сортировке и перевязках - правда, когда весть об этом хиви дошла наверх, начальнику отряда она едва не стоила погон, но все для него обошлось без последствий.


У Вас нет возможности вести хотя бы личную статистику по локализации ранений? Я могу ее передать в Технинком, производитель СИБЗ для ВС РФ.
Кстати, об экипажах БТТ, у них механические травмы конечностей или корпуса? Потому что для них есть и БЗК (в котором летом очень жарко, конечно) и противоосколочные бронежилеты\шлемы

1. В конце командировки у нас будет возможность ознакомиться со статистикой за время нашей работы (благо врачи-статистики работают в зоне СВО), в т.ч. по локализации и поражающим факторам ранений. Я по возвращении в Балашиху с Вами свяжусь. Просто мне еще нужно вести свои наблюдения по анестезиологической и реанимационной помощи.


2.В большинстве своем у них осколочные и минно-взрывные ранения конечностей нижних (при подрывах) и верхних (в т.ч. много с ранениями кисти), лица и шеи. Корпус бронежилет "Ковбоя" защищает хорошо, шлем тоже годный, но особенно крут костюм - если он был надет на бойце, площадь ожогов практически никогда не превышала 8-10%, а при такой площади вероятность развития ожогового шока, токсемии и септического шока очень низкая.

Спасибо огромное, это очень нужно. Мне сказали, что раньше такая информация собиралась централизовано и доводилась до разработчиков, но сейчас на это забили последние несколько лет

Да пока не за что. А что до передачи статистики (она, конечно, собирается и обрабатывается - те же указания по ВПХ совершенно точно будут перевыпущены по итогам СВО (последняя редакция 2018 - по опыту Сирии))от медикам к разработчикам СИБЗ - я думаю, года до 2011 г. очень многое держалось на энергии профессора Л.Б. Озерецковского - сотрудника НИЛ военной хирургии ВМедА, автора хрестоматийной "Раневой баллистики" и одного из участников госиспытаний АК-47.