Мостостроители и штурмовики: железнодорожные войска Украины в период специальной военной операции

В 2022 — 2023 гг. на Украине по мобилизации были призваны сотни тысяч людей, но далеко не все из них из них оказались на передовой: значительную часть из них поглотили различного рода формирования поддержки и обеспечения. В то же время в ряде случаев номинально тыловые части могут принимать более активное участие в боевых действиях, чем может показаться исходя из их названий. Оба этих тезиса можно проиллюстрировать на примере воинских формирований Государственной специальной службы транспорта Украины.

В результате распада СССР Украина унаследовала не только развитую транспортную инфраструктуру, но и большой сегмент советской системы железнодорожных войск (прежде всего, 2-й железнодорожный корпус), и на его основе в 1992 г. были основаны Железнодорожные войска Украины (укр. Залізничні війська України). В 2004 г. эти формирования были переданы в подчинение министерству транспорта Украины, при этом на их основе была создана Государственная специальная служба транспорта (укр. Державна спеціальна служба транспортуДССТ) Украины (ГССТУ). В 2017 г. это ведомство вошло в структуру министерства обороны Украины.

Согласно закону «О Государственной специальной службе транспорта» основными задачами этого ведомства являются: техническое прикрытие, восстановление и заграждение объектов национальной транспортной системы с целью обеспечения деятельности Вооруженных сил Украины и других воинских формирований Украины; строительство и ремонт новых и повышение срока эксплуатации и пропускной способности действующих объектов национальной транспортной системы; восстановление транспортных коммуникаций, нарушенных в результате чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф; охрана объектов национальной транспортной системы.

Для справки: техническое прикрытие железных дорог — комплекс инженерных, технических и организационных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время для всесторонней подготовки объектов, сооружений и устройств эксплуатируемой сети железных дорог, восстановительных и эксплуатационных сил и средств к выполнению работ по ликвидации последствий воздействия противника на железнодорожную сеть.

В зоне т. н. антитеррористической операции (с 2017 г. — операции объединённых сил) военнослужащие ГССТУ активно занимались разминированием и проводили фортификационные работы (оборудовали опорные пункты). К 20 ноября 2017 г. статус участника боевых действий получили более 2 тысяч военнослужащих ведомства. А в глубоком тылу солдаты-«железнодорожники» возводили казармы. Как видим, на практике силы ГССТУ могут выполнять и задачи, даже косвенно не связанные с транспортной системой.

Государственная специальная служба транспорта Украины не является частью Вооружённых сил Украины. Однако в условиях военного положения силы ГССТУ переходят в подчинение к главнокомандующему ВСУ.

Руководитель ГССТУ титулуется главой администрации Государственной специальной службы транспорта. Последний начальник Железнодорожных войск Украины и первый глава администрации ГССТУ генерал-лейтенант Николай Мальков умер 10 декабря 2020 г. Удивительно, но его преемник был назначен только 2 марта 2022 г. — им стал бывший начальник инженерных войск ВСУ, некогда заместитель командующего операцией объединённых сил генерал-майор Богдан Бондарь. В промежутке между ними ведомством на правах исполняющего обязанности главы администрации руководил начальник Главного штаба — первый заместитель главы администрации ГССТУ генерал-майор Сергей Затолокин.

По закону численность персонала ГССТУ (по штатам, не развёрнутым по мобилизации) составляет 5000 человек, в том числе 4600 военнослужащих. Воинские части ГССТУ носят номера с префиксом Т.

По состоянию на начало 2022 г. в систему ГССТУ входили следующие воинские части:

  • Администрация Государственной специальной службы транспорта (в/ч Т0100, пункт постоянной дислокации — г. Киев), в составе которой, в частности, находится Главный штаб ГССТУ;

  • 1-я отдельная бригада имени князя Льва (в/ч Т0110, г. Львов) — преемница 1-й гвардейской железнодорожной Варшавской ордена Кутузова бригады Железнодорожных войск СССР. В состав бригады входят: управление; 11-й отдельный путевой батальон (в/ч Т0200, г. Червоноград Львовской области); 18-й отдельный мостовой батальон (в/ч Т0300, г. Чоп Закарпатской области); 72-й отдельный батальон механизации (в/ч Т0410, г. Червоноград Львовской области);

  • 26-я отдельная Днепровская бригада (в/ч Т0120, г. Днепр) — наследница 26-й железнодорожной Кёнигсбергской ордена Александра Невского бригады Железнодорожных войск СССР. В состав бригады входят: управление, 19-й отдельный мостовой батальон (в/ч Т0310, г. Днепр); 1935-й отдельный батальон механизации (в/ч Т0610, г. Днепр); 1936-й отдельный батальон механизации (в/ч Т0400, г. Кривой Рог Днепропетровской области);

  • 36-й путевосстановительный Конотопский полк (в/ч Т0330, г. Конотоп Сумской области) — преемник 36-й железнодорожной Краснознамённой бригады Железнодорожных войск СССР. В состав полка входят: управление; 92-й отдельный путевой батальон (в/ч Т0210, г. Конотоп Сумской области); 337-й отдельный батальон механизации (в/ч Т0420, г. Конотоп Сумской области);

  • 194-й понтонно-мостовой полк (в/ч Т0320, г. Новомосковск Днепропетровской области) — наследник 2-й мостовой железнодорожной бригады Железнодорожных войск СССР;

  • 195-я центральная база железнодорожной техники (в/ч Т0710, г. Киев);

  • 8-й учебный Черниговский центр (в/ч Т0500, г. Чернигов).

  • При 8-м учебном центре учреждён Центр противоминной деятельности.

В конце февраля — марте 2022 г., очевидно в соответствии с мобилизационными планами, в составе ГССТУ были сформированы ряд новых частей — полки охраны:

  • 710-й полк охраны (в/ч Т0910, пункт постоянной дислокации — г. Червоноград Львовской области);

  • 711-й полк охраны (в/ч Т0950, г. Чоп Закарпатской области);

  • 756-й полк охраны (в/ч Т0930, г. Кривой Рог Днепропетровской области);

  • 762-й полк охраны (в/ч Т0940);

  • 783-й полк специальной охраны (в/ч Т0920).

Известно, что 711-й полк охраны входит в состав 1-й отдельной бригады имени князя Льва ГССТУ, а 783-й полк специальной охраны — в состав 26-й отдельной Днепровской бригады ГССТУ. Предположительно, 710-й полк охраны относится к 1-й отдельной бригаде, 756-й и 762-й — к 26-й.

Каждый полк охраны — это не менее 1500-2000 военнослужащих, а возможно, значительно больше. Офицер из 710-го полка охраны в интервью прессе как-то упомянул, что в его части было 3 тысячи человек. Таким образом, в результате мобилизации численность военнослужащих Государственной специальной службы транспорта Украины выросла в несколько раз только за счёт новообразованных полков охраны, при этом «старые» воинские части, скорее всего, получили пополнение и были развёрнуты по расширенным штатам. Вероятно, в 2022 г. благодаря мобилизации численность военнослужащих ГССТУ превысила 20 тысяч человек.

В период первой фазы специальной военной операции железнодорожная сеть Украины, как отмечается, практически не подвергалась атакам наступающих союзных сил Российской Федерации, Луганской и Донецкой народных республик. В то же время ряд мостов был выведен из строя отступающими украинскими войсками.

С конца марта 2022 г. начались ракетные удары ВС РФ по объектам железнодорожной системы Украины, преимущественно по тяговым подстанциям, редко — по станциям и воинским эшелонам, в исключительных случаях — по мостам. Эти периодические атаки не преследовали цель разрушения национальной транспортной системы Украины. Задачи по воздействию на тыл ставились не стратегические, а тактические или оперативные, как пишет в своей статье историк транспорта Сергей Сигачёв. Система железных дорог Украины, управляемая и обслуживаемая государственной корпорацией «Украинская железная дорога» (укр. «Українська залізниця», «Укрзалізниця») при поддержке воинских формирований Государственной специальной службы транспорта, смогла отчасти адаптироваться к ракетным атакам и, по имеющимся оценкам, не утратила стабильность даже после серии ударов по энергосистеме Украины осенью 2022 г.


Вместе с тем следует учитывать, что в 2022 г. и начале 2023 г. действия против транспортной инфраструктуры Украины были умеренными, дозированными. ВС РФ имели и продолжают иметь возможность наносить куда более частые и разрушительные удары.

Показательно, что в это время железнодорожных войск Украины имели ресурсы не только на восстановление путей и железнодорожных мостов, но и на строительство автомобильных переправ и даже на ремонт гражданских объектов.


В ходе событий специальной военной операции части ГССТУ в 2022 г. эпизодически несли потери. Как минимум в 3 обменах военнопленных фигурировали сдавшиеся союзным силам РФ и народных республик военнослужащие ГССТУ, в том числе 5 женщин были освобождены благодаря обмену 17 октября 2022 г. Изредка появлялись некрологи на «спецтранспортников».

Во время первой фазы специальной военной операции войсками ВС РФ был блокирован город Конотоп, где находится ППД 36-го путевосстановительного полка ГССТУ. Эта часть ГССТУ, вероятно, понесла некоторые потери (не пленными ли?) в феврале — марте, но в итоге сохранила боеспособность.

В открытых источниках скудно отражается информация о рутинной службе сил ГССТУ по обслуживанию транспортной системы, несколько лучше освещается их работа по возведению и ремонту мостов.

Так, только на территории Киевской области были восстановлены 13 мостов (по большей части они были выведены из строя украинскими войсками, чтобы помешать наступлению ВС РФ). Известно, что один только 92-й отдельный путевой батальон по состоянию на начало сентября отстроил 18 мостов.


Ещё одно направление деятельности ГССТУ — разминирование территорий. Так, по состоянию на 27 июня 2022 г. в Киевской и Черниговской областях группами разминирования ГССТУ были обследованы более тысячи километров (1075) железнодорожных путей, 855 гектаров близлежащих территорий, были выявлены и обезврежены более семи тысяч (7174) взрывоопасных предметов.


Стоит отметить удивительный факт: в октябре 2022 г. Государственная специальная служба транспорта министерства обороны Украины получила партию технических средств разминирования и средств индивидуальной бронезащиты от Управления ООН по обслуживанию проектов. Прямое предоставление военной помощи стороне вооружённого конфликта от специализированного учреждения ООН как-то слабо сочетается с нейтральностью ООН.


Подразделения полков охраны несут службу в тылу, прикрывая объекты транспортной инфраструктуры (мосты, тяговые подстанции, локомотивные депо и т. п.). Впрочем, этим их функции не ограничиваются. 

Попробуем реконструировать организационно-штатную структуру полков охраны. Известно, что в них входят батальоны, роты, взводы охраны. По данным из открытых источников (судебных решений, репортажей в СМИ, некрологов), количество батальонов охраны в полку охраны может доходить до четырёх, рот в батальоне — до пяти, взводов в роте — до пяти. Кроме подразделений охраны, в полку охраны должны быть инженерно-сапёрные, зенитные, связи, материально-технического обеспечения и т. д. Численность личного состава такого полка может достигать 2500-3000 человек.

Один из офицеров 710-го полка охраны, лейтенант Сергей Корж, рассказывал журналистам: «В моем взводе 25 человек. Во взводе три отделения: по девять, девять и семь человек соответственно». Забавно, но его ротный командир, младший лейтенант Дмитрий Ярмак, тоже дал интервью. По его словам, в его роте было пять взводов, при этом, когда она только-только была сформирована, в ней насчитывалось 130 человек, а численность полка через некоторое время составляла целых 3 тысячи военнослужащих.

Отделения во взводе охраны — по 9 человек. Как можно предположить, штат отделения таков: командир, водитель-стрелок, гранатомётчик, стрелок — помощник гранатомётчика, пулемётчик, старший стрелок, стрелки.

Летом 2022 г. из личного состава полков охраны стали формировать так называемые штурмовые роты, чтобы направить те на передовую в качестве обычной пехоты. На фронте штурмовые роты придаются соединениям и частям Сухопутных войск и морской пехоты.

Так, штурмовики 756-го полка охраны усилили 60-ю отдельную пехотную (с декабря 2022 г. — механизированную) бригаду, а рота 711-го полка охраны ГССТУ была придана 503-му отдельному батальону морской пехоты. Вы только представьте: железнодорожная морская пехота.

«С марта по июнь – я проходил службу и обучение на стратегически важных объектах в Закарпатье в 711 полку охраны. Июль – попадаю в отдельную штурмовую роту, которая формируется на базе нашего полка. Снова обучение. И вот сентябрь: дети в школу – я под Бахмутом на Донецком направлении. Конец сентября – снова переброска, и уже Пески...» — рассказывает один из штурмовиков-железнодорожников.


В четырёх полках охраны сформировали по одной штурмовой роте, а в 711-м, видимо, даже две, во всяком случае, известно, что его отдельная штурмовая рота будто бы получила 1-й номер, что намекает на формирование 2-й.


Всплывшие в Сети некрологи на бойцов штурмовых рот полков охраны ГССТУ подтверждают непосредственное участие этих подразделений в боевых действиях.

Трудно объяснить отправку в траншеи рот частей охраны железнодорожных войск объективной необходимостью в дополнительных пехотных силах: вот уж чего-чего, а «пушечного мяса» на Украине и так много. В качестве гипотезы я бы предложил обратить внимание на организационный фактор: вероятнее всего, за счёт формирования штурмовых рот начальство Государственной специальной службы транспорта намеревается доказать высшему руководству полезность своего ведомства. Кроме того, это позволяет упредить возможные притязания Генштаба ВСУ и командования Сухопутных войск на «живую силу» ГССТУ.

Штурмовые роты железнодорожных войск Украины напоминают об истории авиаполевых дивизий нацисткой Германии. Когда в 1942 году командование вермахта стало настаивать на переводе части личного состава Люфтваффе в сухопутные войска для восполнения потерь и укомплектования новых частей, Геринг уговорил Гитлера принять компромиссное решение: из «лишних» кадров были сформированы пехотные соединения — авиаполевые дивизии, — но они остались в структуре Люфтваффе (потом, правда, их всё же передали в сухопутные войска). Схожей логикой объясняется присутствие на фронте —даже после мобилизации сотен тысяч военнообязанных — сводных отрядов Национальной полиции Украины (полк «Сафари», батальоны «Цунами», «Эней», «Запад» и прочие формирования), частей Государственной пограничной службы Украины, отрядов специального назначения Службы безопасности Украины и Национального антикоррупционного бюро Украины.

Подытожим. К началу 2023 г., несмотря на потери и трудности, формирования Государственной специальной службы транспорта сохранили боеспособность и продолжают выполнять задачи по обеспечению и обслуживанию железнодорожной системы Украины, а численность военнослужащих в их рядах значительно увеличилась. Тем не менее следует предположить, что в дальнейшем в ходе специальной военной операции перед транспортной системой Украины и её железнодорожными войсками встанут более серьёзные вызовы.