Сможет ли Европа вооружить Украину?
Перевод статьи издания The Economist https://www.economist.com/europe/2024/01/14/can-europe-arm-ukraine-or-even-itself
Увеличение производства оружия является защитой от президентства Трампа.
Войны на истощение, которыми обычно становятся крупномасштабные конфликты между опытными в военном отношении противниками, такими как Россия и Украина, обычно решаются тем, у какой стороны лучше развита военная промышленность. Экономика России почти в 14 раз больше экономики Украины, но совокупные ресурсы союзников Украины настолько больше, что она должна быть в состоянии победить. Тем не менее, поскольку конфликт продолжается уже третий год, именно российская оборонная промышленность постепенно поворачивает войну в свою пользу.
Ничто не показывает проблему более явно, чем артиллерийские снаряды. В разгар летнего контрнаступления Украина использовала около 7000 снарядов в день, что значительно превышало аналогичный показатель российской армии. Ситуация изменилась: в декабре 2023 в то время как ВСУ были ограничены 2000 снарядов в день, русские ежедневно выстреливали в пять раз больше снарядов.Запад сейчас стоит перед выбором, заявил в начале января 2024 Джек Уотлинг, эксперт лондонского аналитического центра «RUSI». Он может дать Украине то, что ей нужно, «или безвозвратно уступить преимущество России».
И Америка, и Европейский Союз испытывают трудности с доставкой помощи Украине. В Вашингтоне Конгресс задерживает военную помощь на сумму 61 миллиард долларов. В Брюсселе финансовая поддержка в размере 50 миллиардов евро (54 миллиарда долларов) заблокирована из-за вето пророссийского лидера Венгрии Виктора Орбана. Украина обеспокоена тем, что межпартийная борьба в США и враждебность Дональда Трампа будут постепенно ограничивать поддержку со стороны Пентагона. Это может поставить украинцев в полную зависимость от Европы.
Всё еще недостаточно! Основные государства-доноры Украины.
Те не менее европейцы добились неплохих результатов. Общая военная помощь стран ЕС превысила 44 миллиарда евро, предоставленных США. Германия выделила более 17 миллиардов евро; Страны северной Европы также не отстают. Но картина неоднородна. Франция внесла всего лишь 0,5 миллиарда евро, хотя ее президент 16 января объявил, что в ближайшее время ожидается увеличение помощи. В марте 2023 ЕС заявил, что купит Украине 1 миллион артиллерийских снарядов в течение года через Европейское оборонное агентство. К декабрю 2023 было поставлено всего 480 000 снарядов, хотя ЕС по-прежнему настаивает, что заявленное число снарядов будет поставлено.
В январе 2024 Агентство поддержки и закупок НАТО заявило, что поможет членам ЕС закупить партию из 1000 ракет ПВО «Патриот» на сумму около 5 миллиардов евро. НАТО не может отправлять летальную помощь напрямую на Украину, но этот заказ позволит членам НАТО перебросить на Украину свои собственные средства противовоздушной обороны.Программа ЕС «Акт о поддержке производства боеприпасов (ASAP)», запущенная в октябре 2023, предполагает выделение 500 миллионов евро для наращивания производства снарядов. Однако для достижения какого-либо эффекта потребуется время. 9 января 2024 комиссар ЕС по внутреннему рынку Тьерри Бретон предложил создать фонд в 100 миллиардов евро для стимулирования оборонной промышленности Европы – не только для того, чтобы помочь Украине, но и для того, чтобы застраховаться от выхода Америки из НАТО, если Трамп станет президентом. Но неясно, поддерживает ли эту идею кто-то еще.
Однако, ни одна из этих мер не отвечает остроте ситуации. В этом году российские военные расходы увеличились на 68%, достигнув 6,5% ВВП. По данным министерства обороны Эстонии, российское производство артиллерийских боеприпасов в этом году вырастет до 4,5 млн единиц. Джастин Бронк - аналитик издания RUSI считает, что Россия производит 100 ракет большой дальности в месяц, что более чем вдвое превышает объем производства в начале войны.
Производство снарядов в США и Европе также растет, но недостаточно быстро. Планируется, что к 2025 году американское производство 155-мм снарядов достигнет 1,2 миллиона в год, что в шесть раз больше, чем в 2023-м году. Сэш Туса, оборонный аналитик аналитической компании Agency Partners, оценивает, что европейское производство достигнет 1,25 млн. снарядов. Но в отличие от Америки, где заводы по производству боеприпасов находятся в государственной собственности, Европа зависит от частных фирм, что делает увеличение производства менее гарантированным.
В Европе есть четыре основных производителя боеприпасов: немецкая компания Rheinmetall, британская Bae Systems, французская государственная компания Nexter и компания Nammo, принадлежащая правительствам Норвегии и Финляндии. После окончания «холодной войны» они сосредоточились на создании меньшего количества более сложных систем вооружения. По мнению Тима Лоуренсона из Международного института стратегических исследований, они стали напоминать ремесленников, производящих небольшое количество изысканных товаров. Прежде чем переходить к масштабному крупносерийному производству, они хотят, чтобы правительства обеспечили уверенность в многолетних контрактах, говорит Ян Пи, возглавляющий Европейскую оборонную торговую организацию.
«Наши заказы увеличились втрое, по сравнению с мартом 2022 года», — говорит Мортен Брандцаег, руководитель Nammo. По его словам увеличение производственных мощностей настолько велико, что правительство должно помочь промышленности разделить риск. Самым дальновидным европейским производителем стала компания Rheinmetall. Компания взяла на себя обязательство ежегодно производить 700 000 артиллерийских снарядов к концу 2024 года, а в этом году откроет в Украине предприятия по производству и техническому обслуживанию бронетехники.
Одним из способов для Европы двигаться быстрее могло бы стать смягчение технических требований. В любом случае снаряды редко удовлетворяют требованиям точной точности при стрельбе из зачастую изношенных артиллерийских стволов Украины (стране, вероятно, потребуется 2000 новых стволов в год). А правила техники безопасности при длительном хранении не имеют особого смысла для снарядов, которые будут выпущены в течение нескольких дней. В войнах на истощение потребность в количестве почти всегда перевешивает качество.
Производство других видов боеприпасов, особенно для управляемых РСЗО (GMLRS) и наземных систем ПВО (GBAD), еще сложнее для Европы. По оценкам министерства обороны Эстонии, к 2025 году Украине понадобится 8760 управляемых реактивных снарядов в год. Европа может производить эти боеприпасы, но не в таких масштабах. Эстонцы говорят, что годовое производство некоторых европейских систем ПВО исчисляется однозначными цифрами. Нико Ланге, бывший советник министерства обороны Германии, говорит, что для того, чтобы крупнейший в Европе производитель ракет MBDA открыл новые заводы, правительства должны закупить продукцию, произведенную как минимум на десять лет. Если бы инвестиции были сделаны сейчас, он считает, что ракеты могли бы начать поступать к 2026 году.
Европе будет трудно поддержать Украину в войне в этом году, если американская помощь иссякнет. В долгосрочной перспективе, когда американская поддержка становится все более неопределенной, у Европы нет другого выбора, кроме как восстановить свою оборонную промышленность. «У нас есть технологии, мы должны наращивать потенциал», — говорит г-н Брандцаег. «Мы не можем этого не сделать».