Культурно-историческое наследие Курской области, возвращённое в ходе СВО

Эта статья — часть серии про историческое наследие вновь возвращённых регионов. Здесь затрагивается территория, которая была утрачена после начала СВО и потом возвращена.
Курская область с 6 августа 2024 года пережила многомесячную оккупацию, доходившую до 3,3% территории вместе с городом Суджей. К 16 апреля 2025 года практически все оккупированные земли были освобождены в ходе контртеррористической операции, к 22 апреля флаг России появился над последней достопримечательностью — мельницей Долгорукова, а 26 апреля с освобождением Горнали официально объявили о полном освобождении всей области.
Фактическая дозачистка наиболее труднодоступных урочищ непосредственно на границе (порядка 20 км²) продолжилась и позднее, но эти земли уже не могли служить плацдармами ВСУ и не имели культурно-исторического значения для помещения в эту статью: к 7 мая 2025 враг был выбит из всех подобных урочищ, за исключением участка за Сеймом в районе р.п. Тёткина.
На этих вновь возвращённых землях есть несколько памятных объектов регионального уровня.
Головная статья про освобождённое наследие
- Донецкая Народная Республика
- Луганская Народная Республика
- Запорожская область
- Сумская область
- Харьковская область
- Херсонская область
- Знаменская церковь в Борках
- Усадьба и мельница Долгорукова
- Руины водяной мельницы в Крупце
- Суджанский острог (полностью утрачен)
- Большое Горнальское городище
- Горнальский Николаевский Белогорский монастырь
- Дворец для любимой
Малые достопримечательности
Знаменская церковь в Борках
Церковь иконы Божьей матери «Зна́мение» — освящённый в 1898 году пятиглавый храм в византийском стиле, автор проекта — губернский архитектор Баумиллер. Среди имущества было евангелие в голубом бархате и отделанными медью углами, отпечатанное в Москве в 1775 году. К сожалению, во время украинской оккупации церковь значительно повреждена и разграблена.
Усадьба и мельница Долгорукова
В селе Гуево в роще находятся остатки усадьбы местного мецената, князя Петра Долгорукова (1866–1951). В родительском имении Гуйва он в 1911 году начал строить в неоклассическом стиле усадьбу, в которой планировал 365 комнат — по числу дней в году. Однако в планы вмешалась сначала Первая Мировая, куда его призвали в армию, а по её окончании он, не приняв Октябрьскую революцию, бежал на Северный Кавказ и эмигрировал оттуда. В результате в усадьбе князь не прожил ни дня. Усадьбу некоторое время использовали для госпиталя, потом для клуба и школы, но затем закрытое здание начали разбирать на стройматериалы местные жители.
На другом берегу Псёла находятся более сохранные руины пятиэтажной паро-водяной мельницы. Она строилась князем для нужд местных в конце XIX века и пришла в запустение после закрытия.
Приведены фотографии начала XX и начала XXI веков.
Руины водяной мельницы в Крупце
В селе Крупце Беловского района, кратковременно оккупированном в ходе похода ВСУ на Гирьи (примерно с 12 по 15 августа 2024), находятся руины мельницы Купца Соломатина 1868 года постройки (на уровне первого этажа) и в большей сохранности мельничный амбар 1881 года постройки. Единственный частично сохранившийся мельничный комплекс в округе, хотя и значительно растасканный местными жителями на строительные материалы в 1990-е. Выявленный объект культурного наследия Курской области.
Суджанский острог (полность утрачен)
Город Суджа основан в 1661 году переселенцами с Гетманщины, подавшими челобитную царю Алексею Михайловичу с разрешением основать поселение. Люди бежали от притеснений польских католических властей Речи Посполитой. На реке Судже был построен деревянный острог с земляным валом, он прикрывал московские земли с юга. После «вечного мира» с Речью Посполитой 1686 года город оказался в тылу и утратил военное значение, и за XVIII век укрепления полностью обветшали. Их остатки и земляные валы уничтожены в конце XVIII — начале XIX веков при перестройке города, и в современной Судже следов крепости не осталось никаких.
Впрочем, войны ещё не раз прокатились по Судже.
1917—1919. В 1917 году управляемая немцами УНР Скоропадского оккупировала Суджу и окрестности. В конце 1918 года с поражением Германии в Первой Мировой войне в Суджу вошли советские войска, и в течение пары месяцев с ноября 1918 до января 1919 она была резиденцией Временного рабоче-крестьянского правительства Украины — предшественницы Украинской ССР. После этого в годы Гражданской войны Суджа несколько раз переходила из рук в руки, пока Красная Армия не закрепилась в 1919 году окончательно. В первое десятилетие советской власти в угоду «национальных меньшинств» велась украинизация этого района, свёрнутая в конце 1920-х при Сталине.
1941—1943. 18 октября 1941 года в годы Великой Отечественной Суджа оккупирована нацистской армией. Немцы пытались открывать школы и гимназии и влиять на умы молодёжи, клеили объявления с требованием доносить о советских партизанах в оккупационную военную комендадуру. У населения изымали деньги в обмен на оккупационную марку, не имевшую хождения в самой Германии, население угоняли в Германию на принудительную работу. В Ивнице Суджанского района произошла трагедия, называемая «суджанской Хатынью»: местная жительница выдала разведке Красной Армии расположение немцев, которых тут же ликвидировали. Немцы, узнав об этом, 28 февраля 1943 года зверски убили 242 мирных жителя, включая 35 детей, деревня была полностью сожжена, немногие выжившие разбежались по окрестным сёлам (по счастью, во время СВО украинцы до Ивницы не дошли). Действующие в Суджанском районе партизанские отряды, в частности, ликвидировали в декабре 1941 года немецкого старосту в хуторе Леонидов (ныне деревня Леонидово). Суджа была освобождена 3 марта 1943 года бойцами Воронежского фронта после шестнадцати с половиной месяцев нацистского ярма. Перед отступлением немцы разграбили и сожгли значительную часть предприятий и учреждений города.
2024—2025. 14 августа 2024 года Суджа оккупирована украинской армией. Украинцы организовали «военную комендатуру в Курской области» с центром в Судже, поставив наместником генерала-майора ВСУ Эдуарда Москалёва, ввели комендантский час и пропуска с двуязычной украинско-русской надписями (приведён на нижней фотографии). В Судже уничтожен самолёт-памятник МиГ-29, установленный в ближайшем к малой родине Гуревича городе у восточного въезда.
Часть оставшегося пожилого населения согнали жить в школу-интернат, 1 февраля 2025 года разрушенный запуском ракеты с украинской территории, вероятно, для избавления от нелояльных мирных жителей. В оккупированных частях Курской области, главным образом Суджанском и Кореневском районах, населению зачастую зимой не привозили еду: ярким свидетельством стал найденный дневник 77-летней жительницы села Мартыновки Татьяны Васьковой, описывающей страдания женщины от холода и голода осенью 2024 года, дневник обрывается в начале ноября. Часть жителей умерла в отсутствие лекарств и медицинской помощи, что подтвердили даже вражеские издания, там же привели свидетельство настоятеля Свято-Троицкого храма в Судже Евгения Шестопалова, что одного человека в Судже застрелили из-за нарушения комендантского часа. В Казачьей Локне баллончиками с синей и жёлтой красками по цветам своего флага украинцы осквернили мемориал павшим в Великой Отечественной войне. Ряд церквей в округе вроде храма в Борках разграблен, во время зачистки Снагости Кореневского района в вещах ликвидированного ВСУшника бойцы ВС РФ обнаружили награды ветерана Великой Отечественной, Николая Андреевича Пташкина. В ряде сёл вроде Русского Поречного в подвалах найдены тела местных жителей, в том числе со связанными руками. Часть убитых в первые месяцы и дни оккупации украинцы не только не похоронили, но даже не убрали с места гибели хотя бы ради «уничтожения улик». 9 февраля 2025 в одном из освобождённых сёл найден убитый ветеран Великой Отечественной войны, рядом на стуле всё ещё висел пиджак с наградами. При освобождении у выезда из Суджи обнаружена изрешеченная пулями оккупантов при попытке эвакуации в первые дни машина с телом женщины-водителя и пустым детским креслом на заднем сиденье — украинцы лишь украли автомобильные номера. 28-летняя готовящаяся стать матерью Нина Кузнецова получила смертельное ранение 6 августа 2024 при попытке эвакуации из Куриловки и умерла в тот же день в районной больнице в Гончаровке, забрать тело до захода ВСУ не успели — найдена после освобождения там же в больнице.
Суджанцы самостоятельно организовали подпольную работу против украинцев: мирная жительница Ирина укрывала в своём доме двух срочников, радиолюбитель Сергей М. с помощью радиостанции передавал эвакуировавшимся родственникам сведения о людях в оккупации, их телефоны, сам принимал новости из России и передавал оказавшимся в оккупации, оставшийся в городе бывший сотрудник российской полиции «вёл охоту» на ВСУшников из охотничьего карабина, добывая патроны в том числе кражей у вражеских солдат, и свидетельствовал о ещё одном пока неизвестном стрелке, кого безуспешно искали оккупанты.
Суджа освобождена 13 марта 2025 года после 211 дней оккупации, без малого семи месяцев, чему помогла и военная хитрость — в рамках операции «Поток» бойцы прошли свыше 10 км по трубе ветки магистрального газопровода Уренгой — Помары — Ужгород диаметром 1420 мм, проделали выходное отверстие и 8 марта 2025 года неожиданно возникли позади вражеских позиций, отчего ВСУ дрогнули и в совокупности с огневым воздействием на трассы подъезда с потерями оставили позиции в районе города.
Большое Горнальское городище
К востоку от с. Горнали (женский род топонима считается нормативным) расположено Большое Горнальское городище — погребённые остатки поселения восточных славян (северян) X века на правом высоком берегу Псёла. Его соответствие какому-либо летописному городу пока однозначно не установлено. По одной из версий, это город Жолваж из «Списка русских городов дальних и ближних» из рукописных сборников XV—XVII веков.
Горнальский Николаевский Белогорский монастырь
Мужской монастырь, основанный в 1671 году и перестроенный в XVIII и XIX веках, расположен между с. Горналью и Большим Горнальским городищем. Главная святыня — местночтимая Пряжевская икона Божией матери, обретённая в 1862 году. С ней совершались крёстные ходы в уездной центр Суджу и крупный тогда заштатный город Мирополье ниже по течению Псёла. В начале XXI века по возобновлении работы монастыря оба крёстных хода восстановились — и поход от Горнали в Мирополье был единственным совершаемым через границу России крёстным ходом. В 2014 году в связи с закрытием границы России с Украиной он продолжился в Суджу. С началом СВО монастырь неоднократно обстреливался, а в августе 2024 года был оккупирован в первые дни вторжения в Курскую область и превращён в опорный пункт, однако по меньшей мере Пряжевская икона рук мародёров избежала, её удалось эвакуировать в Курск.
Дворец для любимой
Сафоновка Кореневского района Курской области не была в оккупации, однако бой с передовой колонной бронеавтомобилей ВСУ шёл на юго-восточной улице села — один уничтоженный бронеавтомобиль HMWWV проезжал всего в 140 метрах от усадьбы графа Викторова, он же «Дворец для любимой». Окрестности усадьбы стали последним рубежом в Курской области, который ВСУ не смогли преодолеть.
Эту усадьбу с архитектурными отсылками к замкам Средних веков построил в конце XIX века помещик Иосиф Викторов в знак любви к немке, которая отказалась стать его женой и переехать в Россию. После революции в этом здании открылась школа, в которой также есть краеведческий уголок, посвящённый истории края, памяти землякам-фронтовикам и труженикам тыла.
Малые родины
На вновь освобождённых землях Курской области находятся малые родины двух известных людей: Ивана Митина (г. Суджа) и Михаила Гуревича (д. Рубанщина Суджанского района).


Иван Митин (Суджа)
Иван Григорьевич Митин разработал советские глушители «БраМит» для нагана и трёхлинейки, часто применяемых диверсионными группами Красной Армии в Великую Отечественную войну. Это были первые в мире серийных приборов для бесшумной и беспламенной стрельбы из огнестрельного оружия (ПББС), оказавшие дальнейшее влияние на создание ПББС (глушителей) для оружия спецназа уже после войны. «БраМит» был назван изобретателем в честь себя и брата Василия Митина, который в создании конструкции, однако, участия не принимал. Имя конструктора сейчас незаслуженно подзабыто, и он сам не получил и доли той славы, которую имело его изобретение, поскольку был вместе с братом репрессирован по обвинению в «контрреволюционной организации с целью свержения советской власти» (помимо самооговора братьев со множеством несостыковок, в деле были и материалы вроде собственноручной листовки Ивана Митина, по одной из версий, являвшиеся провокацией ОГПУ): брата Василия расстреляли в 1937, сам конструктор Иван, доведя своё изобретение до финала уже в «шарашке» на Соловках и в Лубянке, не получил свободы и умер в Бутырской тюрьме в 1946. Известно, что как минимум Иван Григорьевич был посмертно реабилитирован. Ниже приведены «БраМит», установленные на трёхлинейке и нагане.
Михаил Гуревич (д. Рубанщина)
Михаил Иосифович Гуревич — выдающийся авиаконструтор, Герой Социалистического Труда, вместе с Артёмом Микояном создавшим самолёт, истребитель-перехватчик МиГ-3 периода Великой Отечественной войны (названный по фамилиям обоих конструкторов). Впоследствии имя МиГ обрели основанный ими авиазавод и его дальнейшая продукция, которая до сих пор используется ВВС различных стран. Ниже приведены МиГ-3 периода Великой Отечественной и многоцелевой истребитель МиГ-29 ВКС РФ.
Прочее
В Гончаровке Суджанского района жил участник революционного движения 1905 года Пётр Андреевич Заломов, прототип героя романа Горького «Мать» Петра Власова.
Один из основателей Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы, «каде́ты») князь Пётр Дмитриевич Долгоруков жил в Гуйве, ныне Гуево Суджанского района. Начал создание усадьбы в Гуево, но завершить не успел в связи с Первой Мировой войной и Октябрьской революцией. Сохранились и остатки мельницы, бывшей результатом благоустройства своего умения.
Ходит версия (скорее всего, недостоверная, из разряда «народной этимологии»), что часть имени кемеровского города Анжеро-Судженск происходит от названия курского города Суджи — переселенцы (по другой версии, ссыльные) в окрестности посёлка Анжерка (по имени реки Анжеры) были курянами, поэтому деревню неподалёку назвали недалеко назвали Судженкой в память о курской Судже, впоследствии Анжерка получила двойное имя по недалеко находящейся деревне. Более вероятной лингвисты считают происхождение от татарского слова «суджак» — «речка». На это указывает и зафиксированная в документах 1868 года форма названия деревни как «Суржанка», которое противоречит версии с этимологией от «Суджа».